pathfinderrr (pathfinderrr) wrote,
pathfinderrr
pathfinderrr

Рабы креативных плантаций

В понедельник утром я на 32 минуты опоздала с отправкой фотографий с концерта, за что получила суровый выговор от главного редактора. Концерт был накануне вечером, а фото должны быть отобраны, отредактированы и отправлены к полудню. Если ты на этот журнал работаешь и получаешь за это зарплату - то это вполне резонные требования. А что, если нет?




Каждому работнику креативной сферы знакомо выражение «К сожалению, на это у нас не выделено бюджета, зато вы получите публикацию для своего портфолио!». Это так называемая работа за exposure, которой предполагается оплачивать счета в магазинах и копить баллы на своей бонусной карте бывалого лоха фотографа. 

Первый год ты даже не особо возмущаешься: сама понимаешь, что еще рано права качать. На второй год возникает смутное сомнение, а не пользуются ли тобой. На третий и все последующие ты откровенно понимаешь, что это еще большой вопрос: кто кому делает одолжение?

Журналы или онлайн-издания посылают «своего» репортера на мероприятие, и в обмен на обещанные рецензию или фотографии предоставляют бесплатный вход (а в некоторых случаях и нет…моя знакомая журналистка из Сиднея целый год писала отчеты о концертах за собственные деньги, так как все контрамарки редакторша присваивала себе или отдавала друзьям, а наивным репортерам говорила, что они должны сами платить за свои билеты - ведь взамен их ОПУБЛИКУЮТ!). Всё, их сторона сделки выполнена. От тебя же требуется все остальное.

Итак, фотографа избавляют от покупки билета путем договоренности с артистом/менеджментом/клубом. Цена билета может быть от 15 до 70 долларов, в среднем для зарубежных исполнителей это $45. В то время как тариф коммерческого фотографа - как минимум 200 долларов за два часа. Что уж говорить про три, плюс оплата расходов на транспорт?


Но, допустим, зачем-то тебе этот концерт нужен. Для души или просто ради поддержания имиджа, чтобы твои подписчики не подумали, что ты слилась из индустрии. И вот, вся такая увешанная техникой и нарядная, ты шагаешь на мероприятие. Правда, иногда из зала выгоняют сразу после трех песен и провожают на выход - мол, ты свое дело сделал, иди гуляй. Для журналистов, кто получает зарплату, это не имеет какого-либо значения. Но вот для фрилансеров, кто таким образом приобщаться к прекрасному — это большой облом. Ты тратишь деньги на транспорт или даже такси (если концерт заканчивается поздно), гробишь целый вечер на поездку и пережидание трех групп разогрева. Потом едешь домой, подключаешь камеру к ноутбуку, и около часа скидываешь в лайтрум 800 кадров, из которых еще надо отобрать 15-30 лучших. На часах уже около 2 часов ночи. Кто перфекционист - тот меня поймет. Когда чувствуешь, что твое суждение затуманено усталостью, и ты сейчас просто не в состоянии отделить зерна от плевел, то есть выбрать лучшие снимки, разумным кажется отложить дело до завтра и взяться за отбор с ясной головой. Хотя бы потому, что тебе жалко проделанной работы, а без тщательной цветовой коррекции даже удачные кадры будут выглядит посредственно на фоне прошлых работ.

Каждый бесплатный сервис имеет свои ограничения. Допустим, vimeo позволяет выгружать только одно HD video в неделю. Бесплатная статистика ЖЖ показывает только «Моих гостей», а не все цифры посещений и просмотров. Бесплатная подписка на какой-нибудь New York Times не дает доступа к эксклюзивным статьям, за них нужно платить дополнительно. И так далее. Так почему же бесплатная работа фотографа должна соответствовать тем же требованиям и стандартам качества, как и оплачиваемая должность в том же издании? О которой, кстати, речи не идет. Это не интернатура с возможностью дальнейшего трудоустройства. Это не временный контракт. Если на то пошло — никакого контракта вообще нет, кроме устной договоренности следовать перечню правил. Один сайт, с кем я отказалась подписывать договор, требовал от своих бесплатных фотографов заодно комментировать статьи и галереи как минимум несколько раз в неделю, чтобы создать видимость посещаемости на сайте.

В стрессовых условиях кто-то жертвует качеством, кто-то - оперативностью. Я принадлежу ко второй категории, и таких фотографов (да и репортеров) редакторы любят куда меньше. Уже не вызывают удивления новости о том, как некоторые газеты и журналы заменяют профессиональных фотожурналистов людьми с айфонами. Главное - быть первыми. Эстетика и уровень подачи уходят на второй план. А к тем, кто еще работает фоторепортером, предъявляют новые требования: к черту снимать в RAW (цифровых негативах), снимайте сразу в JPEG, и даже не смейте приступать к обработке! Ведь время - деньги. Только они наши, а не ваши, ведь вы нарабатываете портфолио. Уже 7-ой год…

Фотографов постоянно подстегивают напоминаниями, какая это конкурентная среда, и что если не выкладываться на полную — очередной концерт и статус лучшего «бесплатного сотрудника» отдадут кому-то другому. Но в моем представлении лучший — это тот, кто делает лучшие снимки, вдумчиво их отбирает и качественно обрабатывает. Что не всегда возможно в промежуток с полуночи до полудня. Особенно, когда твоя единственная мотивация — это не деньги и признание, а одно лишь чувство долга перед изданием, которое просто пустило тебя на концерт. А на очереди стоит еще сотня фотографов-любителей, кто хочет вживую увидеть Bring Me the Horizon или даже Foo Fighters, и готов не то что не просить деньги за свою работу, но даже доплатить за драгоценный фотопропуск.

Так что меня уже откровенно задолбало эксплуатирование фотографов и в хвост, и в гриву. То же самое касается графических и веб-дизайнеров, журналистов, видеографов и прочих профессионалов в креативной среде. Все мы знаем выражение про пуд соли, который нужно съесть на пути к успеху…но я сильно сомневаюсь, что его поедание должно растягиваться на 5 и более лет. Или что-то изменится, или из индустрии уйдут все уважающие себя профессионалы, оставив редакторам наивных энтузиастов без особых навыков или чутья. Как бы то ни было, такое положение дел меня подзадолбало.
Tags: бесит, профессия, фотография
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Yes! to everything

    Смотрела тут видео, где Морган Фримен поливает Россию грязью. Как всегда мы во всем виноваты, жаждем мирового господства, взламываем чужие выборы, а…

  • Костры и велосипеды

    После каждого вояжа на велосипеде, неизменно заканчивающегося одышкой и валянием в траве, я зарекаюсь «Да чтоб я снова оседлала эту машину…

  • Эволюционировать до полной деградации

    Пару недель назад, накануне встречи со своим психологом меня наконец озарила (не очень гениальная), но мысль: а ведь эти все стратегии поведения,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments